Касым Исаев
  Персональная страница Касыма Исаева

ОГЛАВЛЕНИЕ:
 
ЛИЦО КЫРГЫЗСКОЙ ВЛАСТИ СЕГОДНЯ ГЛАЗАМИ ПРОСТЫХ ЛЮДЕЙ
   
(продолжение)

© 2006-2011, Касым Исаев

Presented by Bekasov.ru

 

 

 

СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ

Нет нужды кому-то доказывать, что нынешнее печальное состояние кыргызской экономики, достойное того, чтобы нашей стране надолго стать членом международного клуба беднейших стран с неподъемными кредитными долгами (так называемый ХИПК), – это результат бездарной экономической политики властей за все 15 лет существования суверенного Кыргызстана. Много написано о том, что после распада СССР Кыргызстан претерпел наибольшее разрушение своего прежнего народного хозяйства, а пришедшая к управлению власть независимой страны не сумела найти необходимые организационные и иные методы по преобразованию национальной экономики. В результате лучшая квалифицированная часть трудоспособного населения разбежалась по многим странам мира в поисках работы для хлеба насущного, а оставшаяся основная масса населения страны страдает от высокого уровня безработицы и испытывает большие трудности не только в повышении уровня жизни, а попросту в выживании. При этом именно «жируют» чиновники-коррупционеры и кучка «предпринимателей», разбогатевших за счет «управляемой» приватизации и передела остатков сохранившейся от разрушения собственности. С тяжелым сердцем приходится признать, что к настоящему моменту из всех постсоветских республик у нашей страны наибольшие проблемы с тем, чтобы встать на ноги и создать нормальную экономику, работающую на нужды всего общества.

За годы независимости неумелая реализация предложенных международными организациями программ и проектов с соответствующими кредитными инвестициями, а также некоторых планов, разработанных в недрах самой страны, не дала никаких значимых результатов. Можно ли было ожидать иного при той некомпетентности, безответственности и высокой коррупционности, что царили в органах управления экономикой страны? Нынешние же руководители, осуждая известные недостатки предшественников, к сожалению, сами проводят социально-экономическую политику, еще более худшую, чем при прежней власти. Налицо неспособность активизировать остатки интеллектуального и иного ресурсного потенциала, чтобы организовать мало-мальски эффективную работу по восстановлению экономики страны. Самое страшное, что потенциал этот уже на исходе, мы тратим последние шансы, и любой неуспех просто убивает веру в наши суверенные возможности.

Простым людям непонятно, когда президент страны в своих публичных выступлениях часто повторяет ничего не значащие для жизни этих людей абстрактные и бездоказательные слова: «В стране экономика развивается». Эти же слова за ним повторяет министр обороны (!) г-н Исаков – наверное, чтобы простые люди получили эту оптимистичную информацию еще из уст самого силового министра и уж точно поверили, что в Кыргызстане экономика развивается... Тем временем центр ответственности – правительство и его экономический блок – воздерживается от радужных заявлений в области достижений народного хозяйства. Иногда, при наличии хоть малого положительного результата, приводятся данные о темпах роста валового внутреннего продукта (ВВП) или производства продукции промышленности. При сообщении последнего показателя, чтобы оправдать падение в промышленности страны, обязательно стыдливо добавляют: «за исключением золоторудного предприятия Кумтор». А ведь в конце 1990-х годов при прежней власти, чтобы показать высокие показатели роста промышленности, с гордостью добавляли: «с учетом продукции золоторудного предприятия Кумтор». Вот такая у нас экономика: все зависит от состояния дел на одном не самом крупном предприятии и от желания представителей власти поиграть статистикой. К сожалению, мне приходилось читать в 1990-х годах замечания статистического комитета СНГ о завышениях в учете и искажениях в статотчетности Кыргызстана. Да и без этого в достоверность наших статпоказателей мало кто верит...

А что же с показателями, имеющими прямое отношение к жизненным условиям народа? Иногда нам приходится слышать из уст председателя правления Нацбанка Алапаева радужную картину о низком уровне инфляции. Недавнее замечание Нацбанку первого вице-премьера Усенова на заседании правительства о нехватке денежной наличности в обращении создало у меня впечатление, что председатель Нацбанка нам рассказывает об уровне денежной инфляции, который связан только с вопросами искусственного регулирования количества денег в обращении. Мне приходилось читать в прессе мнение президента одного из частных коммерческих банков, что в нашей стране объективно уровень инфляции составляет не 4%, а все 40%.

Наше правительство и другие органы государственной власти, вопреки общепринятой мировой практике, абсолютно не заинтересованы публично обсуждать показатели реальных доходов населения и инфляции, производства и реализации товаров народного потребления, объема товарооборота, уровня цен и т.д. Ведь их открытое обсуждение всегда приводит к необходимости давать соответствующие разъяснения и доказывать на деле, что улучшения есть. Наше правительство словно нарочно не интересуется реальной картиной обнищания населения страны. В конце октября 2006 года телезрители были свидетелями, как «заврался» ответственный в правительстве за экономические вопросы первый вице-премьер Данияр Усенов в вечернем телеинтервью у ведущего телеканала «НТС» Азиса Шаршенбаева. Отвечая на вопрос о последствиях для жизни людей резкого повышения цен на товары повседневного потребления (особенно многократного повышения розничных цен на сельхозпродукты), Усенов заявил, что в результате принятых мер удалось снизить и стабилизировать, например, цену на картофель на уровне 8 сомов за килограмм. Воодушевленный, я на утро следующего дня сначала отправился в магазин «Народный» на углу пр. Чуй – пр. Манаса и узнал цену 1 кг картофеля – 19 сомов, затем – на мини-базар на углу пр. Манаса – ул. Бокомбаева – 16 сомов. Когда ответственные за экономику в руководстве правительства люди «ошибаются» как минимум более, чем в два раза в таких простых вопросах в своих публичных выступлениях, становится, мягко говоря, тревожно. То ли они настолько некомпетентны, то ли им уже все равно («народ и так проглотит»), то ли у них где-то свои «народные» магазины с картофелем за 8 сомов...

Недавно в своем интервью министр экономики и финансов Акылбек Жапаров, доказывая необходимость нашей стране вступать в программу ХИПК, чуть ли не похвастался, что правительством разработана и одобрена Стратегия развития страны на 2006–2010 гг. (СРС). Она представлена в ЖК, где, наверное, соответствующим образом будут оценены её достоинства.

Я ознакомился с СРС и лишь озвучу один из возникших у меня вопросов. В документе говорится, что общая потребность в финансировании указанной СРС составляет 8,9 млрд. долл. США, в том числе на экономические приоритеты требуется 5,5 млрд. долл., или 61,8 %. Возможность бюджетного финансирования оценивается соответственно в 2,9 (32,6 %) и 0,25 млрд. долларов США (4,5 %). В СРС также признается: «Недостающий объем финансирования (финансовый разрыв) оценивается в размере 5,88 млрд. долл. США, из них на долю прямых инвестиций (в совокупности необходимым дополнительным финансированием из бюджета) приходится объем в сумме 5,3 млрд. долл. США и порядка 0,5 млрд. долл. США на долю международных доноров. Правительство озабочено тем, что для решения целей и задач стратегии страна не может изыскать финансовые ресурсы в полном объеме и рассчитывает на поддержку международными донорскими организациями приоритетов, обозначенных в данной стратегии».

Из вышеприведенного вытекает, что в Стратегии развития страны на 2006–2010 гг. приоритеты в экономике намечается почти полностью выполнить (на 95,5 %) за счет «дядиного кармана», если, конечно, этот дядя нам поверит и эти деньги даст. Вам не кажется, что базис для стратегии развития национальной экономики какой-то странный? При таком подходе даже удивляет скромность правительства – почему бы не предусмотреть от донорских организаций помощь в размере 100 млрд. долл. США и к 2010 году не обогнать Швейцарию, азиатским воплощением которой мы так давно хотели стать?

Этой «стратегии» осталось менее 4-х лет. Состояние инвестиционного климата в стране всем известно. А для того чтобы он стал хотя бы немного более благоприятным обычно требуется немало времени, и это еще при желании всех уровней власти. За оставшееся время можно ли создать соответствующую обстановку в системе власти, организовать реализацию намеченных задач и получить к концу стратегического (?) срока какие-то положительные результаты? Или «мечта – стратегия» останется на бумаге, как это до сих пор бывало в жизни нашего суверенного Кыргызстана? Интересно, действительно ли СРС разработана для её реализации или исключительно для торжественной презентации международным организациям, чтобы Кыргызстан приняли в программу ХИПК?

При ознакомлении с СРС я вспомнил аналогичную программу акаевских времен – Комплексные основы развития (КОР). Тогда меня приглашали быть официальным экспертом в завершающей стадии принятия этой программы, я ознакомился с проектом и только в устной форме высказал свое мнение некоторым разработчикам. Дело в том, что мне тогда показалось, что программа была разработана больше для показа международным финансовым организациям – ради получения под нее очередного кредита, а не для реализации в экономических и иных целях (прямо скажем, реально осуществить там было нечего и нечем). Вскоре о КОР стал говорить только президент Акаев в своих публичных выступлениях – программа, которая предполагалась для конкретных экономических задач, превратилась в пропагандистский фантом. Ведь было бы иначе (если бы её хоть как-то реализовали и получили бы хоть какие-то позитивные результаты для страны), то такой ли печальной была бы историческая судьба Акаева (я оставлю в стороне оценку его личной судьбы и благосостояния его семейства)? Сколько программ было разработано при его правлении и кто помнит результат хоть одной из них?

Наши люди вот уж точно не понаслышке знакомы с сегодняшним состоянием экономики страны и на самом деле прекрасно осведомлены, какие кадры задействованы в управлении экономикой, какие стиль и методы работы продолжают применяться. Поэтому и оценка соответствующая: сама власть не представляет, что будет происходить с экономикой даже в ближайшие годы, и просто ожидает, «куда кривая выведет». Легко тогда оценить оптимизм людей в отношении выполнения обещания президента Бакиева о скором улучшении жизни народа.

       

      продолжение >>>

 


 


 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz