Касым Исаев
  Персональная страница Касыма Исаева

ОГЛАВЛЕНИЕ:
 
ЛИЦО КЫРГЫЗСКОЙ ВЛАСТИ СЕГОДНЯ ГЛАЗАМИ ПРОСТЫХ ЛЮДЕЙ
   
(окончание)

© 2006-2011, Касым Исаев

Presented by Bekasov.ru

 

 

 

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА

Нынче граждане нашей страны, ежедневно читающие прессу и смотрящие телеканалы России и Кыргызстана, сравнивают стиль и методы работы руководителей двух государств и обмениваются мнениями.

Помнится, когда к власти в России пришел Владимир Путин, в отдельных российских СМИ стали сообщать о некоторых фирмах (в частности, в Санкт-Петербурге), где он имеет свои коммерческие интересы. Некоторое время это обсуждали, а потом перестали. Бывая ежегодно в Москве, я совсем не слышу разговоров среди простых москвичей о каких-то коррупционных и других финансовых проблемах президента России, его семьи и близких. Значит, для таких разговоров у народа нет оснований? Россияне прекрасно осведомлены о достаточно высоком уровне коррупции в России, но они не связывают ее с президентом, а значит, не теряют надежды, что коррупция может быть побеждена. Можно сколько угодно спорить о причинах уголовных дел против руководства российской нефтяной компании «ЮКОС», но после них олигархическое давление на государственные интересы резко упало, а собираемость налогов резко возросла. Народ России поверил в политическую волю и решительность нового президента, который превратился из никому не известного «преемника» и ставленника ельцинского окружения в национального лидера, олицетворяющего реальные изменения к лучшему и защиту государственных интересов.

Недавно многие видели по телевидению, как на совещании по проблемам коррупции в системе Минздрава России, президент Путин жестко потребовал, чтобы желающие зарабатывать деньги зарабатывали их в своем бизнесе, а не в государственных органах, т.е., как он выразился, «отделить власть от денег». Невольно захотелось представить, что смог бы наш президент того же потребовать, например, от нашего доморощенного олигарха – первого вице-премьера Данияра Усенова? Помнится, даже депутаты ЖК при утверждении Усенова на должность открыто заявляли, что он может перепутать свои карманы с государственным, но президент не согласился с ними.

У простых людей возникает вопрос: почему, посмотрев по ТВ совещание у президента Путина или заседание правительства России, послушав российских министров Германа Грефа (экономического развития и торговли) и Алексея Кудрина (финансов), мы многое можем понять и даже сделать какие-то свои выводы о том, как решаются, например, социально-экономические проблемы в России? Но вот почему на совещаниях у президента Бакиева мы слышим непонятные, сбивчивые и не внушающие доверия монологи? А из шумных и скандальных заседаний кыргызского правительства простым людям вообще непонятно, как и какие для народа решения принимаются... Публичные выступления в течение последнего года нашего министра экономики и финансов Акылбека Жапарова посвящены, в основном, вступлению нашей страны в программу ХИПК и бесконечному «затыканию дыр», зачастую создаваемых некомпетентной работой самих властных органов.

Вот такие невеселые сравнения.

Для вывода страны из глубокого кризиса, в первую очередь экономического, новой власти требовалось и до сих пор требуется качественно изменить свои стиль и методы работы. Прежде всего – кардинально улучшить работу с кадрами, включая подбор и расстановку людей на руководящие должности в государственных органах всех уровней управления только по деловым и профессиональным критериям. Ведь так нас заверяли участники тандема «Бакиев–Кулов», приходя к власти? Получилось ли так на самом деле?

К сожалению, при формировании президентских и правительственных структур выяснилось, что на руководящую работу в основном выдвигаются люди, исходя из степени их участия в организованных выступлениях против акаевского режима перед и во время так называемой «мартовской революции». Кроме того, независимо от деловых и профессиональных качеств, во внимание принимаются региональные, земляческие принципы, родственность и кумовство, личная преданность. Неудивительно, что в обществе сразу же поднялся протест против кадровой политики нынешней власти, который не прекращается до сих пор, но властью игнорируется.

Давайте не будем прятаться от очевидного. Понимает ли всенародно избранный президент, что в основе проблем с квалификацией чиновников, нынешнего возрастания межрегиональной напряженности (в первую очередь, из-за деления людей на «северян» и «южан» в подборе кадров) лежит неумелая и несостоятельная кадровая политика? Создается стойкое впечатление, что она подчинена неким примитивным личным амбициям, вовсе не направлена на профессиональную эффективность госслужбы и не способствует укреплению политического и экономического единства страны.

Старшее поколение хорошо помнит, что первые руководители Кыргызстана в 1940-х и 1950-х годах – первый секретарь ЦК компартии республики Исхак Раззаков, председатель Президиума Верховного Совета Торобай Кулатов и председатель Совета Министров Абды Суеркулов родом были с юга Кыргызстана. В тот тяжелый для страны период их авторитет у простых людей, человеческие и деловые качества были таковы, что никто даже не обращал нездорового внимания, откуда они родом, какое у них происхождение. А они в свою очередь и подумать не могли, чтобы проводить во власти политику в каких-то личных или групповых интересах, заигрывая с какими-то регионами республики. Слова и дела их были направлены на интересы всего Кыргызстана и его народа. Все это служило укреплению единства власти и народа, а также экономическому, социальному и культурному развитию республики.

В дальнейшем, с приходом к власти в компартии Кыргызстана Турдакуна Усубалиева на очень долгий (почти четверть века) срок, в стране появились признаки авторитаризма, а также трайбалистские и региональные критерии в экономической и кадровой политике. Но критически сказываться этому на работе республиканских органов власти, конечно, не позволял контроль общесоюзной политической организации – ЦК КПСС.

Следующий первый секретарь ЦК Компартии республики Абсамат Масалиев, проработавший на этом посту всего несколько лет, в основном продолжил политику предыдущего лидера, но с меньшими авторитарными признаками в кадровой политике. Опять же – сохранялся контроль из союзного центра.

Однако, в связи с распадом СССР и устранением контроля со стороны ЦК КПСС, новый лидер, первый президент суверенного Кыргызстана Аскар Акаев, начал кадровую чехарду, обусловленную его личными качествами и отсутствием практики руководящей и организаторской работы. Политическое, экономическое, социальное, культурное, правовое и международное состояние нашей страны – это результат прежде всего кадровой политики Акаева, постоянно пытавшегося сохранять пресловутый региональный баланс в подборе и расстановке руководящих кадров. Он выбрал этот принцип, вместо подбора кадров строго по деловому и профессиональному признакам, о приоритете которых он объявил в декабре 1990 года в своем послании народу Кыргызстана после избрания президентом на сессии тогдашнего республиканского Верховного Совета.

Мне вспоминается рассказ моего покойного друга Салижана Джигитова, бывшего тогда советником президента Акаева. В первой половине 1990-х годов, когда был снят с должности министра иностранных дел Эднан Карабаев, тогдашний первый вице-премьер Абдыганы Эркебаев предложил президенту пригласить из Японии и назначить главой МИДа Ишенбая Абдуразакова. Однако на это Акаев заявил, что из-за назначения Абдуразакова удельный вес иссык-кульцев во власти увеличится и нарушится баланс руководящих работников из разных регионов. Да я и сам вспомнил случай: когда в 1994 году после десятков лет работы в Москве я вернулся в Кыргызстан, одним из первых вопросов в Белом Доме был о том, «откуда» я. Я, конечно, понял суть вопроса, а потому ответил резко: «Вы что, не слышали? Я же приехал из Москвы!»

Нашу страну губит, пока совсем не погубил, деление кадров по региональному, родово-племенному и еще каким-то средневековым признакам на всех уровнях власти. К сожалению, это получило еще более широкое распространение сейчас. Я прожил около сорока лет вне Кыргызстана, и поверьте, мною это деление ощущается и четче, и больнее.

Летом 2006 года я прошелся по некоторым министерствам и ведомствам республики в Бишкеке и встретил некоторых своих старых знакомых (примечательно, что в основном не являющихся представителями титульной нации), которые уже давно работают в этих организациях и на которых, прямо скажем, держится основная работа. Они все независимо друг от друга, но единодушно отметили начавшееся в последнее время массовое засилье непрофессиональных, некомпетентных и безграмотных кадров, главным образом, из южных регионов страны. Тогда я вспомнил телеинтервью тогдашнего руководителя администрации президента Усена Сыдыкова, где он говорил, что «признает высокую компетентность и профессионализм кадров в Бишкеке и Чуйской области, но в республиканских органах должны работать и кадры из южных областей». Это было странно слышать, потому что многие достойные кадры в «Бишкеке и Чуйской области» как раз и являются с юга страны. Далеко не все они имеют работу на госслужбе, достойную их знаний и опыта. Так что ключевая характеристика нынешнего «кадрового сдвига» – то, что южан в центральной власти стало много, а то, что профессионалов стало мало. Наверное, сработали двойные или тройные фильтры, позволившие выдвинуть новые кадры отнюдь не по их деловым и профессиональным качествам.

Весной 2006 года я зашел к одному замминистра, с которым мне приходилось совместно работать в прошлом. Я знал его хорошо. Помню даже, его усилиями закрывались огрехи и халтурная работа его начальника-министра. Этот замминистра признался мне: «Касым Исаевич, вы же знаете, что я родом с юга. Вот женщина, которая вышла от меня перед вами, – тоже с юга... Её и других мне навязали. А ведь она даже не может ответить, сколько будет, если сложить минус 5 и минус 6! Однажды ей было предложено добровольно уйти с работы, а в итоге на меня началось сверху давление – «не трогать»...» Оставалось только посочувствовать этому замминистра, не хотевшему работать с некомпетентными «земляками»...

Недавно в телерепортаже с одного из «антимитингов» из Оша один аксакал сказал, дескать, если северяне не дадут возможности спокойно работать сыну южан Бакиеву, то мы его пригласим в Ош и сами изберем его президентом. Звучало это как организованная провокация. Ведь на самом деле на ноябрьских митингах оппозиции о Курманбеке Бакиеве говорили не как о «сыне юга» страны, а как о всенародно избранном президенте, который не вправе пренебрегать интересами всего народа и всей страны. Простые люди очень хотят, чтобы он стал, наконец, настоящим президентом страны, демонстрируя уровень гораздо выше, чем князек, использующий власть в местечковых, региональных или личных интересах.

Летом 2006 года один очень уважаемый заслуженный человек, внесший огромный вклад в развитие республики в советский период (в прошлом видный государственный деятель во всесоюзном масштабе, ныне персональный пенсионер) рассказал мне о своей неожиданной встрече с президентом Бакиевым через неделю после его инаугурации. Президенту был задан короткий вопрос: зачем ему «эти двое» (даже без упоминания фамилий). Бакиев сразу догадался, о ком идет речь, и из его ответа можно было сделать вывод, что он не мог их не назначить и, что он без них как бы «ноль без палочки». Речь шла о бывшем госсекретаре Дастане Сарыгулове и бывшем руководителе администрации президента Усене Сыдыкове. Узнав об этой беседе, мне невольно подумалось: неужели соответствуют действительности мои предположения в книге «Восток – дело тонкое...» о том, что «президент является заложником их [Сарыгулова и Сыдыкова] «грязных денег», вложенных в «революцию» и «революционеров»... и вынужден ждать, пока они возвратят себе эти «инвестиции» за счет народа»? Ведь, как известно, спустя год, после многочисленных протестов, Сарыгулов и Сыдыков были освобождены от занимаемых должностей. Года хватило на «возврат инвестиций»?

Впрочем, среди простых людей поговаривают, что господин Сыдыков, будучи теперь госсоветником президента Бакиева, продолжает от имени последнего активно заниматься кадровыми вопросами. О сомнительных кадровых решениях господина Сыдыкова широко говорилось и раньше, когда он еще был руководителем администрации президента. Припомню лишь один факт «кадрового беспредела», как правило, непоправимо дискредитирующего власть в нормальном государстве. Весной 2006 года, в годовщину «мартовской революции», по телевидению выступали «революционеры». Среди прочих выступили неизвестные никому женщина и мужчина (фамилий не помню). В титрах было указано, что они советники управделами администрации президента. Должность меня поразила! Насколько известно, управделами занимается вопросами хозяйственного и бытового обслуживания президента и его администрации. Как справедливо заметил в присутствии президента депутат Текебаев на заседании ЖК, управляющий делами президента проще называется завхозом президента. Если этот завхоз имеет советника, и не одного (интересно, сколько?), то возникает вопрос, скольких своих людей («революционеров») в Бишкеке, Оше, Жалал-Абаде и еще где-то безбедно трудоустроил господин Сыдыков за государственный счет? Могу только заметить, что в начале 1990-х годов в управделами администрации президента работало 13 человек, а сейчас только в Белом Доме количество работников этого ведомства превышает 40 человек. Вот такая кадровая политика власти одной из самых беднейших стран мира, которая не может обслуживать свои долги, не говоря уже о сносном содержании детей-сирот, одиноких стариков и инвалидов...

На какие кадры сделала ставку новая власть? На реформаторов? На сотрудничество опытных людей, знающих реалии кыргызского общества в переходный период, и молодых специалистов с современными знаниями о более прогрессивных формах управления и механизмах рыночной экономики? Нет, на практике случилось совсем иначе. К руководству в органы государственной власти были приглашены соратники по митингам, преданные «хозяину» функционеры, «свои люди» по региональным, родственным и другим критериям – независимо от деловых и профессиональных качеств и невзирая на желание и способность плодотворно работать в интересах страны и её народа. В подтверждение этому фактах за последние полутора года говорилось и писалось предостаточно. Но кардинальных изменений в кадровой политике все нет.

Еще в советское время получило подтверждение мнения о кадрах воспитанниках комсомола, как, в основном, о неких универсальных руководителях - карьеристах, берущихся за всеми руководить, а работать хорошо и профессионально не уметь. Зато они, в большинстве своем, послушные и преданные исполнители перед «хозяином», открыто не высказывающиеся свои позиции и мнения, а также умеющие быстро приспосабливаться. Поэтому очень «живучие» в иерархии власти. Оказывается нынешняя власть делает большую ставку на таких бывших комсомольских вожаков. Недавно мне их перечислили, находящихся ныне во власти (я, находясь очень долгое время вне республики, не следил за ними и не все о них знаю). Думаю, что читатель сам определится с нужными выводами и потому привожу их имена и занимаемые (занимавшие до последнего времени) должности: Мыктыбек Абдылдаев – руководитель администрации президента, Медет Садыркулов первый заместитель руководителя администрации президента, Тынычбек Табылдиев – вице премьер-министра, Аликбек Джекшенкулов – министр иностранных дел, Акылбек Жапаров – министр экономики и финансов, Евгений Семененко – министр труда и социальной защиты, Орозмат Абдыкалыков – председатель нацстаткома, Юруслан Тойчубеков – главный идеолог партии президента, директор агентства финансового надзора и отчетности при правительстве. Об остальных важных и менее важных, кажется, я забыл.

Что касается главы правительства Феликса Кулова, то, как уже ранее писалось, ему характеристику дал сам президент Бакиев еще в прошлом году в интервью одной российской газете, что он человек из милиции и за 5 лет отбывания в зоне находится вне реальной обстановки в стране. За полутора года, возглавляя правительство, он действительно не сумел организовать его работу по решению крупных проблем социально-экономического характера, сосредотачивая внимание правительства на рассмотрение, в основном, оперативных вопросов. И публично вызывающее поведение первого вице-премьера-министра Усенова в правительстве во главе Феликса Кулова, наверное, также объясняется этим. Как бы там ни было, в настоящее время в народе вспоминается работа нынешнего правительства только по вступлению страны в так называемую программу ХИПК, о которой знает уже все: и млад, и стар – как его негативная работа.

В связи с принятием 30 декабря 2006 года желанной президентом новой редакции Конституции с его суперполномочиями и чрезмерной амбицией президента Бакиева к еще большему усилению своей личной власти, кого бы не назначили на место Кулова премьер-министром из его сторонников, в ближайший период нам не придется ожидать каких-либо принципиальных положительных сдвигов в социально-экономическом развитии страны.

 

* * *

Подытоживая все вышесказанное по некоторым главным проблемам жизни Кыргызстана, можно придти к печальному выводу, что нынешняя обстановка в стране адекватна деятельности нынешней власти. Придется ли нашему народу свыкнуться с мыслью, что он еще долго не увидит «света в конце тоннеля»?

Кыргызстан, постсоветская восточная страна, освободился от оков долгого тоталитарного режима всего 15 лет тому назад и десятилетиями воспитан жить под руководством какого-то персонального лидера. Поэтому для начала нашему народу необходимо научиться выбирать себе главу государства с высокими умственными, нравственными, моральными и деловыми качествами, с помощью которых он будет способен заработать у своего народа достаточный авторитет, доверие и уважение. Иначе печальная кризисная ситуация в стране будет постоянно повторяться. Мы должны любыми возможными и активными законными средствами добиться появления такого лидера в Кыргызстане. Только тогда, когда во главе народа стоит достойный лидер, имеющий полную поддержку народа, начнется постепенное движение к лучшей жизни без противостояния, с нормальными стилем и методами работы, на основе профессионализма, компетентности и ответственности на всех уровнях управления.

А что же сейчас? В известной поговорке говорится, что «короля делает свита». Если ориентироваться на широко и открыто распространенную информацию, то президент Бакиев, вдобавок к своему весьма посредственному уровню, как главы государства (как пишут и говорят уровень председателя колхоза, директора завода и т.д.), продолжает находиться под серьезным влиянием своего окружения – госсекретаря Мадумарова, бывшего руководителя администрации президента, ныне госсоветника президента Сыдыкова, первого вице-премьера-министра Усенова и ряда других. Как бы впоследствии президенту в провале своей политики по отношению к своему народу не пришлось искать виновников среди своей свиты? Но, боюсь, уже будет слишком поздно, и народ не примет предложенные в жертву разменные фигуры...

Когда на словах говорится одно (вроде бы правильное), а на деле делается другое, это называется неискренность, лицемерие и двуличие. Неужели люди во власти, включая президента и его влиятельное окружение, думают, что простые люди глупы, не понимают что происходит и не делают соответствующих выводов? Как же потом можно удивляться, обижаться и оскорбляться, когда все больше таких простых людей идет за любой оппозицией, которая борется против политики такой власти? Простые люди не могут быть против мира и спокойствия, против стабильности в стране, но они и не смогут долго терпеть авторитарный, почти диктаторский режим, признаки которого проявляются в последнее время. Пора называть вещи своими именами ради будущего, которого иначе у Кыргызстана может и не быть. А будущее за простыми людьми, которым не нравится сегодняшнее лицо лживой и бездарной власти и которые готовы всерьез бороться за свои интересы.

       

      Декабрь 2006 - январь 2007
      Бишкек - Москва

 


 


 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz